Баже́нов Василий Иванович (1737/1738 - 1799), архитектор, один из основоположников русского классицизма. Проект реконструкции Кремля (дворец, заложен в 1773, не осуществлён), романтический дворцово-парковый ансамбль Царицыно, дом Пашкова (1784-1786, ныне старое здание Российской государственной библиотеки) в Москве, Михайловский замок в Петербурге (в 1797-1800 строил В. Ф. Бренна) отличаются смелостью композиции, разнообразием замыслов, творческим использованием традиций мировой классической и русской архитектуры.
* * *
БАЖЕНОВ Василий Иванович - БАЖЕ́НОВ Василий Иванович [1 (12) марта 1737 или 1738, с. Дольское, близ Малоярославца (по другим данным, Москва) - 2 (13) августа 1799, Петербург], русский архитектор, график, теоретик архитектуры; один из основоположников русского классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ).
Годы учебы
Родился в семье дьячка. Учился в Москве у Д. В. Ухтомского (см. УХТОМСКИЙ Дмитрий Васильевич), работая живописцем в его «архитектурной команде» (1753-55), затем в Московском университете, откуда был переведен в Петербург (1756). Первые архитектурные навыки приобрел под руководством известного архитектора С. И. Чевакинского (см. ЧЕВАКИНСКИЙ Савва Иванович), после чего был принят в петербургскую Академию художеств (1758), где занимался у А. Ф. Кокоринова (см. КОКОРИНОВ Александр Филиппович). Окончил академию с золотой медалью, дававшей право на продолжение учебы за границей.
В 1760-62 учился и работал в Париже у профессора Шарля де Вайи; продолжил образование в Италии, где за выдающиеся успехи был избран профессором Римской и Флорентийской академий, а также членом Болонской академии.
По возвращении в Петербург в 1765 сдал экзамен и получил звание академика архитектуры, однако профессором не стал, получив назначение на должность архитектора артиллерийского ведомства в чине капитана.
Проект перестройки Московского Кремля
Во время командировки в Москву Баженов был удостоен аудиенции Екатерины II (см. ЕКАТЕРИНА II), после чего ему поручили разработать проект перестройки Московского Кремля (см. КРЕМЛЬ Московский) и строительство на его территории грандиозного дворца. К этому времени большинство московских дворцов так обветшали, что не годились ни для жилья, ни для представительских функций.
Баженов разработал грандиозный проект, предусматривавший не только реконструкцию всего кремлевского ансамбля, но и Красной площади (см. КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ). Кроме апартаментов императрицы, в Кремле должны были размещаться и правительственные учреждения Москвы. Главное здание дворца должно было огибать кремлевский холм со стороны Москвы-реки, для чего была разобрана часть кремлевской стены с башнями. Центром композиции должна была стать овальная площадь с колоннадами и амфитеатром для зрителей, к ней сходились основные радиальные улицы центра Москвы. Мощный рустованный цоколь дворца и высокая колоннада должны были скрыть древние постройки Соборной площади, что нарушило бы традиционный облик Кремля.
При закладке дворца в 1773 зодчий сказал, что дворец должен служить «ко украшению столичного града, к утехе и удовольствию своего народа», однако проект так и не был осуществлен. Помешало этому несколько причин: разрушение Кремля вызвало недовольство в обществе, особенно в Москве, грандиозное строительство грозило подорвать бюджет государства, которое вело войну с Турцией, и, наконец, Екатерина не желала возвеличивать Москву. В 1775 строительство было прервано, что явилось для зодчего тяжелым ударом. От грандиозного проекта сохранились лишь чертежи и огромная деревянная модель, хранящиеся в Государственном музее архитектуры имени А. В. Щусева в Москве.
Дворцово-парковый ансамбль в Царицыне
После великолепно оформленных Баженовым празднеств по случаю заключения Кючук-Кайнарджийского мира (см. КЮЧУК-КАЙНАРДЖИЙСКИЙ МИР) с Турцией (на Ходынском поле в Москве в 1774-75; известны по рисункам М. Ф. Казакова (см. КАЗАКОВ Матвей Федорович)) Екатерина II поручила зодчему создание новой подмосковной резиденции в Царицыне (см. ЦАРИЦЫНО).
В дворцово-парковом ансамбле, который строился десять лет (1775-1785), Баженов обратился к мотивам древнерусского зодчества, использовал также и тему романтической готики. В живописный ансамбль были органично включены и холмистый ландшафт, и пруды, и здания, свободно расположенные на разных уровнях. Все это образовывало исключительно оригинальную композицию, особенно эффектны были сами постройки из красного кирпича, декорированные белокаменными украшениями в духе псевдоготики (см. ЛОЖНАЯ ГОТИКА). Сложные по конфигурации помещения создавали неожиданные контрастные эффекты при переходе из одного в другое.
Однако и этот ансамбль не был завершен. Императрице он не понравился, и она велела сломать дворцы и основные сооружения. Вероятной причиной была близость Баженова к наследнику престола и к московским масонам. С масонством Баженов познакомился, скорее всего, еще во время пребывания в Европе, в Москве сблизился с кругом Н. И. Новикова (см. НОВИКОВ Николай Иванович), стал членом ложи. В архитектурных замыслах зодчего можно проследить влияние масонской философии и символики. Императрице стало известно о передаче наследнику масонских книг от Новикова через Баженова. Зодчий был отстранен от строительства и уволен с государственной службы.
Дом Пашкова и другие частные постройки
В 1780-1790 Баженов выполнил ряд частных заказов, в том числе одно из совершенных произведений русского архитектурного классицизма - дом Пашкова (1784-1786; ныне старое здание Российской государственной библиотеки, Москва). При проектировании здания архитектору удалось в какой-то мере осуществить свои градостроительные идеи, связанные с неосуществленным проектом перестройки Московского Кремля. Дарование его проявилось прежде всего в мастерском использовании сложного рельефа местности и решении генерального плана. Баженов отказался от традиционной схемы застройки усадьбы, поставив в один ряд на краю холма, противоположного Кремлю, центральное здание, увенчанное бельведером, и связанные с ним флигели. В результате усадьба приобрела городской облик. Вместо курдонера (см. КУРДОНЕР) был создан сад (не сохранился); главный вход помещался со стороны небольшого двора с парадными воротами, которому и был придан характер курдонера. Наружный облик здания, исключительно благородного по силуэту и пропорциям, сохранился почти без изменений (интерьеры утрачены во время пожара 1812).
Среди работ последующих лет следует отметить дом Юшкова на Мясницкой (1780-е гг.), дом Прозоровского на Полянке, дом Долгова (тестя Баженова) на Мещанской (ныне проспекте Мира; 1770), колокольню и трапезную церкви Всех Скорбящих на Ордынке (1780-е гг.). Возможно, ему принадлежит проект церкви в селе Быково, построенной в 1789.
Последние годы
После смерти Екатерины зодчий по распоряжению Павла I (см. ПАВЕЛ I Петрович) переехал в Петербург, где получил чин генерала, крепостных и должность вице-президента Академии художеств (1799; академик с 1765). Его последней крупной работой (с 1792) был проект Михайловского (Инженерного) замка в Петербурге, утвержденный в 1796. Создавая комплекс, со всех сторон окруженный (по распоряжению Павла I) каналами, Баженов сумел связать его с городом, вынеся павильоны замка на линию Инженерной улицы. Из-за болезни Баженов не смог возглавить строительство (замок в 1797-1800 построил В.-Ф. Бренна (см. БРЕННА Виктор Францевич), сохранивший замысел Баженова, но внесший в проект свои изменения, и Е. Т. Соколов).
Баженов был первым русским архитектором, создававшим свои проекты как объемно-пространственные композиции, связанные с ландшафтом и организующие окружающую среду. Он создал архитектурную команду и школу при Экспедиции кремлевского строения, где работали М. Ф. Казаков (см. КАЗАКОВ Матвей Федорович), К. И. Бланк (см. БЛАНК Карл Иванович), И. В. Еготов (см. ЕГОТОВ Иван Васильевич), Е. С. Назаров (см. НАЗАРОВ Елизвой Семенович).
Сохранились многочисленные графические работы Баженова, среди них - панорама Царицына (тушь, гуашь, перо, кисть, 1776, Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева). Под редакцией Баженова был издан первый перевод Витрувия (см. ВИТРУВИЙ).
Похоронен в собственном селе Глазово под Москвой.